воскресенье, 6 октября 2013 г.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей.Это был результат длительного исторического развития.
Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. 

К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся «жизнь, свобода и стремление к счастью» (Декларация независимости США)
и «свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению» (Декларация прав
человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.
Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.
Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) при-
надлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.
Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов —
парламенты (Конгресс — в США, Рейхстаг — в Германии, Дума — в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.
В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет
министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии — канцлером).
В республиках «президентского типа» (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках «парламентского
типа» президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром.
Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального «вотума недоверия»).
Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть — система центральных и местных судов, а
также Верховный суд.
В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная — должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.
Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в.избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения:
  1.  женщин, 
  2. военнослужащих.


Инфо:
  • О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнов, В. С. Посконин. Мир в начале XX века, 1898—1918. Материалы к курсу «Новая история» для 10 кл. сред. шк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.