воскресенье, 6 октября 2013 г.

ИДЕОЛОГИЯ НАЧАЛА ВЕКА

 Главными идейно-политическими течениями в странах Западной Европы и Северной Америки были:
  1.  консерватизм, 
  2. либерализм,
  3. социализм,
 которые сложились еще в XVIII—XIX вв.

 Консерваторы (от латинского «консервацио» — сохранение, сбережение) стремились к сохранению прежних, традиционных порядков и учреждений. 
Не отрицая в принципе возможности реформ, они все же старались избежать их. Консервативные партии выступали за сохранение и укрепление «устоев общества»:
  •  семьи,
  •  социальной иерархии,
  •  порядка. 
Их  поддерживали главным образом буржуазные слои общества:
  •  землевладельцы, 
  • высшее чиновничество,
  •  основнаячасть крестьянства. 

Либералы (от латинского «либералис» — свободный) защищали;
  •  свободу личности,
  •  право частной собственности, 
  • свободу слова, печати,свободу вероисповедания, 
  • свободу политической деятельности, 
  •  свободу торговли и частного предпринимательства.
Одним из главных пунктов либеральной доктрины было осуждение государственного вмешательства в торговлю и промышленную деятельность. По мнению либералов, государство должно было ограничиваться ролью «ночного сторожа»:
  • следить за порядком и охранять страну, но не вмешиваться в экономику. 
Они пользовались большим влиянием в США, Великобритании и некоторых странах Западной Европы.Их поддерживали буржуазные слои населения:
  •  торговцы, 
  • предприниматели, 
  • часть интеллигенции,
  • часть рабочих,
  • часть служащих. 
Будучи противниками революции, многие либералы считали, что угрозе революции надо противопоставить политикусоциальных реформ, позволяющих уменьшить социальную напряженность, улучшить положение трудящихся и, в случае необходимости, преобразовать общество при сохранении
власти буржуазии. Такая политика, получившая название буржуазного реформизма, находила отклик не только в правящих кругах, но и в самых широких слоях населения стран
Западной Европы и США.

Социалисты (от латинского «социалис» — общественный, товарищеский) хотели:
  •  заменить капиталистическое общество, основанное на прибыли и частной собственности,новым, более справедливым общественным строем — социализмом
  • где будет установлена общественная собственность на орудия и средства производства, власть перейдет в руки трудящихся, будет уничтожена эксплуатация человека человеком и осуществится принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду». 
Социалистические учения находили опору главным образом в рабочем движении, а также среди части интеллигенции, мелкой буржуазии и служащих.

В конце XIX — начале XX в. наиболее распространенным социалистическим учением являлся марксизм. 
Марксисты руководствовались теорией классовой борьбы, согласно которой борьба классов является главной движущей силой общественного развития, а рабочий класс (пролетариат) призван покончить с капитализмом и построить бесклассовое социалистическое общество.
Марксистское течение не было однородным:
  •  левые,сторонники революции,
  • правые, сторонники реформ.
Революционеры левого толка (в том числе большевики во главе с В. И. Лениным в России) полагали, что переход общества от капитализма к социализму возможен только в результате насильственной социалистической революции иустановления диктатуры пролетариата.
Сторонники правого толка, реформ, которых, в отличие от буржуазных реформистов, называли социал-реформистами, считали возможным переход к
социализму мирным путем, при помощи реформ.

Вне марксистского течения стояли английские сторонники постепенного мирного преобразования капитализма в социализм, называвшие себя фабианцами (по имени римского полководца Фабия Максима, который успешно пользовался тактикой выжидания).
Считая социализм неизбежным результатом экономического развития буржуазного общества, но желая избежать «социальных катаклизмов», фабианцы возлагали главные надежды на пропаганду социалистических идей, которые должны были постепенно «пропитать» все слои населения. После этого, по мнению фабианцев, общество, убедившееся в преимуществах социализма, при помощи государства и муниципалитетов обобществит часть средств производства и безболезненно перейдет к социализму.

Близким к социализму учением являлся анархизм (от греческого «анархия» — безвластие). Анархисты также исходили из стремления уничтожить капитализм и построить
бесклассовое общество, но, в отличие от социалистов, отрицали необходимость государственной власти.

В рабочем движении анархизм часто выступал в форме анархо-синдикализма, приверженцы которого считали важнейшей формой объединения трудящихся не политические партии, а профсоюзы (по-французски — «синдикаты»). Анархо-синдикалисты призывали к революции и классовой борьбе против буржуазии, но главными формами этой
борьбы считали не вооруженное восстание, а бойкот, саботаж и стачку, особенно всеобщую.
Анархо-синдикалисты пользовались поддержкой:
  •  части рабочих,
  • мелкобуржуазных слоев населения.
 Наибольшее влияние они имели в тех странах, где значительную роль играло мелкое производство:
  •  во Франции, 
  • Италии, 
  • Испании, 
  • Швейцарии,
  •  в некоторых странах Латинской Америки,
  • в США.
Инфо:
  • О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнов, В. С. Посконин. Мир в начале XX века, 1898—1918. Материалы к курсу «Новая история» для 10 кл. сред. шк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.