пятница, 3 января 2014 г.

ФИЛИПП БЛУМ. КОНТИНЕНТ В УГАРЕ. ЕВРОПА 1900-1914

 КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КНИГИ


Первая глава, 1900 г.



Начинается с рассказа о Всемирной выставке в Париже, что её посетили 50 миллионов человек и что она стала магнитом для посетителей из всего мира. 
Потом идёт рассказ о впечатлениях одного немца-учителя Жана Соважа (немец из Берлина, несмотря на французское имя): много автомобилей, писуары прикреплены прямо на столбы. Он прошёл по новому мосту им. Александра III, построенного именно к ВВП (Всемирная выставка в Париже) и оказался под большим впечатлением от площади выставки и множества помпезных зданий, построенных к ней.

Вдоль берега реки были павильоны всех больших наций. Только США сначала там не было. Возник небольшой скандал. Консул США Фердинанд Пек даже открыто высказался: "США так далеко продвинулись в своём развитии, что они достойны не просто одного из мест среди наций земли, а они занимают первое место среди всех высокоразвитых цивилизаций!"


Все крупные страны презентовали свои павильоны в зависимости от их культуры и истории: 
  •  готический стиль у Германии (с самой высокой башней на всей выставке), 
  • ренессанс у Италии, 
  • средневековый стиль мавров у Испании и т.д.,
  • у США был классический стиль Капитолия. 



Культурная идентичность - это было символ этих павильонов.



На правом берегу Сены была построена как бы модель средневекового города - как из романов Виктора Гюго, Это был один из самых главных туристических аттракционов. 



Центром ВВП были холлы с машинами и изобретениями - самоуверенная, агрессивная современность
Жан Соваж хотел посмотреть как много больше:  
  • выставку фруктов и овощей в банкетном зале на 25000 человек, 
  • электрические тротуары в три разные скорости,
  •  оптические миражи в зале иллюминации,
  •  металлургическая выставка,
  •  самый большой алмаз в мире,
  •  африканские термитники,
  •  дворец электричества, 
  • гигантские и тихо работающие динамо-машины.

В основном, он описывает технологические вещи.



А на другом берегу Сены была выставка, посвящённая колониям. Причём французская сторона проследила за тем, чтобы английские павильоны не выглядели бы больше и красивее французских.



Посетители могли увидеть и попробовать традиции и товары народов колониальных стран, а также увидеть быт и жизнь "импортированных жителей", на фоне которых сердце коренных французов билось от гордости за их мировую державу.



Посетители воспринимали колонии как пёстрый, цветной и увлекательный мир. Они могли
  •  побродить по рынку ("сук"), построенному по образцу Каира
  • купить алжирские сувениры, 
  • поесть в китайских ресторанах,
  • и увидеть в камбоджийской пагоде жизнь счастливых людей. 



Жители павильона французского Конго были особенно выкормлены и одеты. Женщины несли кувшины на голове и ходили по тропической вегетации, на которую было потрачено огромное кол-во денег, гордо и радостно, всегда с улыбкой на губах. 

Ничто не напоминало здесь то, что в этот момент происходило вблизи их родины: самый большой геноцид в истории с приблизительным количеством жертв в 10 миллионов. Этот геноцид был произведён в бельгийском Конго под персональным присмотром его величества короля Бельгии Леопольда II - одной из многих коронованных особ, которые приняли приглашение посетить выставку.



---



На ВВП были потрачены громадные деньги, о ней ходили многочисленные анекдоты и истории. Но для французов данная выставка была важным предлогом отвлечься от социальных конфликтов и потери самоуверенности, возникших после поражения от Германии при кайзере Наполеоне III (Франко-прусская война) и потери Эльзаса и Лотарингии. При этом возрождённый Германский Рейх отпраздновал коронацию нового кайзера в самом Версале. Потом с 21-го по 28-е состоялось восстание Парижской коммуны. 



После этого произошло событие, расколовшее общество: дело Дрейфуса -читать здесь.



Несчастный гауптман Дрейфус стал символом страха и ярости нации. До франко-прусской войны 1870/71 Франция была неоспоримым центром цивилизационного мира, диктующая, какой должна быть мода, литература и музыка. 30 лет спустя от этого центра ничего не осталось. Лондон стал финансовым центром мира, немецкие инженеры и учёные вышли на первое место в мире, самые яркие архитекторы, композиторы и художники работали в Вене. 



Франция была на грани физического и психологического конца. Население стало уменьшаться. Стало больше смертей чем рождения, стало рождаться меньше детей. Стало увеличиваться число иммигрантов из Италии, Польши и Бельгии.



В то время как французские учёные, политики и интеллигенция непонимающе смотрели по сторонам, Германия, например, лопалась от гордости - солдаты поступали как по конвейеру, такого числа нобелевских лауреатов не было ни в одной стране. 



В таком климате из страха, пессимизма и тревоги французы хотели преподнести Всемирную выставку, которая бы сигнализировала успехи и величие Франции.



Гауптманн Дрейфус стал козлом отпущения для нации, которая потеряла своё направление. Антисемитизм был одним из редких моментов, который смог объединить под один флаг представителей таких различных политических движений как ультрамонтанских католиков, роялистов и республиканских атеистов. Евреи, которые преимущественно проживали в городах и для которых современная эра означала не распад знакомых и любимых структур, а эмансипацию и освобождение, стали отличной проекционной площадью у возникших страхов перед индустриализацией. При этом большинство евреев Франции родом как и Дрейфус из Эльзаса, который в 1871 г. отошёл Германии. Политические силы Франции (и не только Франции) связывало с евреями капитализм, гетерономию, отсутствие лояльности, развал традиций, потерю веры и т.д.



Гауптман Дрейфус - офицер генерального штаба, эльзасец, еврей, который якобы продал немцам французские военные тайны стал для угнетённой консервативной Франции символом врага.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.